Каталог
+7 499 322 33 10   -   Перезвоните мне

Даша Кувшинникова, основатель детского клуба, о раннем развитии

Главная   -    Блог Babyswag   -   Даша Кувшинникова, основатель детского клуба, о раннем развитии
Опубликовано: 11.05.2014

Кто лучше расскажет о раннем развитии ребенка, как не мама двоих детей (Ульяна - 3 года, Саша - 3 месяца) и основатель детского клуба «Вау!малыш» Даша Кувшинникова? В своем инстаграм-аккаунте Даша подробно рассказывает о том, чем и как они занимаются с Улей, что может пригодиться мамам в повседневных играх и занятиях, а о книгах Даша ведет отдельный блог @u_kidsbook_collection

1) Даша, расскажи как, почему ты решилась на открытие собственного детского клуба, какие были первые шаги, чем отличается «Вау!малыш» от всех остальных?

Эта идея появилась, когда Уле было 1,5 года. Мы к тому времени уже обошли все детские центры в Троицке, а также попробовали разные занятия в Москве. Я четко представляла себе, на какие занятия мне хотелось бы Улю водить. И понятно было, что в Москве такое в принципе найти можно, но дорога длиною в полтора часа в один конец - не совсем то, что нужно маленькому ребенку два-три раза в неделю. 

Часто занятия, на которые мы ходили, были однотипными и быстро надоедали не только детям, но, очевидно, и родителям. В «Вау!малыш» мне хочется, чтобы и родители были вовлечены по мере возможности в процесс и могли найти что-то новое и интересное для себя. Мы называем наши занятия «немного на вырост». С детьми обращаются как с личностями, учитывают их состояние и настроение. А сама программа не делает поблажек на возраст, на музыке мы изучаем классические произведения, на творчестве разбираем произведения великих художников. Я верю, что дети способны это воспринимать в случае, если преподаватель может увлекательно обыграть серьезную тему.


2) Ты, наверное, пересмотрела и изучила уйму методик по детскому развитию. Расскажи, какие наиболее тебе нравятся и чем.

Я этим занималась, еще когда катала спящую Ульяну в коляске. Поэтому сейчас не могу сказать, что какая-то конкретная методика нравится мне больше всего. Могу лишь отметить, что я показывала ей карточки Глена Домана и показываю их сейчас Саше. Не думаю, что дети особо запоминают при этом названия цветков, но уж точно учатся концентрировать внимание. Кроме этого считаю очень важным физическое развитие: закаливание, массаж, плавание, спорткомплексы, веселые совместные танцы. Как говорится, в здоровом теле здоровый дух. Всегда поощряю, если Уля куда-то лезет, бежит, скупаю все самокаты/беговелы. Ну и очень радуюсь, что она такая спортивная.

Ну и нужно помнить, что для ребенка все ново и интересно, не обязательно скупать всякие развивающие игрушки, многое намного интереснее сделать самому: те же сортеры из крышек от разных бутылок, или насыпать в киндеры разную крупу. Наберите в интеренете «развивающие игрушки своими руками», там миллион идей. Трогать деревья, нюхать кофе, слушать стук половника о кастрюлю - все это очень интересно, полезно и не затратно.

3) Надо ли придерживаться вообще в воспитании ребенка какой-то методики?

Я думаю, что каждая мама в беременность должна прочитать Масару Ибука «После трех уже поздно» и вдохновиться. А после рождения ребенка не гнать лошадей и учитывать желания и способности малыша. Я вот мечтаю Улю научить кататься на роликах. Детские пластмассовые она мгновенно освоила, и я даже не стала ей их покупать. Хотя ребенок был в восторге. Купила как настоящие, только маленькие. В итоге они кажутся ей тяжелыми и неудобными, и мы катаемся по 10 минут. Наверное, это моя ошибка, жажда раннего развития. Каталась бы себе в удовольствие на детских.

Я часто смотрю в инстраграме на мам, которые регулярно занимаются по какой-то методике. Например, делают тематические недели. Смотрю и восхищаюсь. У меня не хватает запала. Обычно все наши занятия дома начинаются очень спонтанно. Достала Уля вдруг с полки банку с ракушками – тут же сделали море из пледа, посмотрели карточки с морскими жителями, потанцевали под песенки про море, послушали звуки прибоя, да еще и нарисовали что-нибудь а-ля Айвазовский. А в другой день играем все время в Микки-мауса по Улиным сценариям, что развивает, конечно (особенно мое терпение), но не таким образом, или вообще каждая своим делом занята. Главное, чтобы маме было комфортно, ведь спокойная мама – спокойный малыш, это все знают. Систематизированные занятия, с одной стороны, удобны, придают какую-то уверенность (чувствуешь, что день прошел не зря, да и завтра пройдет не зря, потому что уже знаешь, что будете делать), с другой стороны, если бы какие-то из моих планов срывались, я бы сильно нервничала. Мне сложно смириться с нереализованными планами. Так что надо найти какую-то свою середину.

4) Где проходит грань между предоставлением самостоятельности ребенку и недостатком внимания?

Это очень просто. Если ребенок занят сам с собой, не нужно врываться в его игру. Лучше вообще на глаза не попадаться, чтоб не спугнуть :) Если же он просит помочь или поиграть, лучше не отказывать. И максимально в это время отдаться ему, не отвлекаться на инстаграм или еще что-то. Так, скорей всего, через некоторое время он опять увлечется чем-то сам. 

Плюс, как мне кажется, хорошо вовлекать малыша во всякие взрослые процессы. Вместе вешать белье, готовить еду, складывать носки и все такое. Причем не требовать, а именно вовлекать. И поощрять, пусть разобьет яйцо для теста, ну даже если первое вывалится на пол – не страшно. Тут надо тоже чувствовать грань. Если готовка превратится в ругань: не так!, что ты делаешь!, дай я тебе покажу! – очень быстро интерес угаснет. Очень хорошо об этом у Жан Ледлофф в книге «Как вырастить ребенка счастливым», там о том, что в индейских племенах малыши активно участвуют в работе взрослых, их для этого обеспечивают удобными для маленьких рук предметами (маленькой теркой, например), а потом не вмешиваются. Ребенок смотрит и пытается повторить, учится.

5) Расскажи про ваше общение с Улей (начиная с самого младенчества). Как рано ты начала с ней заниматься? Какие были первые игры, занятия? Что сейчас? Отличается ли сейчас твой подход в воспитании Саши?

Про карточки и физическое развитие я уже сказала. Саше, с одной стороны, достается, наверное, чуть меньше активного внимания. При этом он участвует в наших играх, что, думаю, ему идет на пользу. Например, часто играем так, будто он тоже говорит и отвечает (приходится мне тренировать актерское мастерство). Уле это очень нравится, мне кажется, когда мы начали так играть, она намного лучше к нему стала относится, как к человеку, а не как к пупсу. Больше всего Саше нравится за Улей наблюдать. Но карточки мы ему тоже показываем, плюс массаж, купание. С Улей так и начала заниматься с рождения. Тут же смотря что считать занятиями, ведь укачивание под классическую музыку – это тоже очень даже развивающая вещь, на мой взгляд.

Для второго ребенка раннее развитие что-то само собой разумеющееся. Ну какой маме взбредет в голову новорожденному купить, допустим, колокольчики, каждый из который звенит определенную ноту и показывать их крохе. А когда подобных вещей за три года жизни страшего накопилось полный дом, то и грех не показать их малышу.

6) Как сделать так, чтобы все игры и занятия проходили естественно, а не думать: сегодня надо позаниматься рисованием, пением, танцами и так далее, ведь впереди глобальная цель – воспитать ребенка разносторонне?

Нужно делать то, что самой хочется. То, что нравится. Мне нравится рисовать, поэтому я скорее предпочту это занятие каким-то другим. Но знаю точно, что мы обе останемся довольны в итоге. С другой стороны, мне кажется, иногда это полезно, подумать, что сегодня надо бы и помузицировать. Вообще я думаю, что цель раннего развития не в том, чтобы дать младенцу какой-то определенный набор знаний. Гораздо важнее сделать так, чтобы к определенному возрасту ребенок научился концентрироваться на каких-то занятиях, был в целом открыт миру и новому. Нужно привить ему эту любознательность. А уж тогда он сможет выучиться чему угодно, было бы желание. Думаю, что конкретные знания и навыки должны давать педагоги. А родители должны показать ребенку, что жизнь полна удивительных вещей, любая из которых доступна ему при желании.

7) Не кажется ли тебе, что вся идея раннего развития (и просто развития) может утомлять? То маме надо бежать отводить ребенка в музыкальную школу, то на рисование, то на английский и так до бесконечности? Где в этом всем найти баланс и время для себя, чтобы хотя бы так классно и расслабленно выглядеть как ты?

Я тоже не всегда классно и расслаблено выгляжу, просто я не выкладываю этого в инстаграм. :) Иногда и я не успеваю неделями помыть голову (особенно, если мы дома одни сидим, ни друзей, ни родственников, ни папы). И часто я очень мало сплю, а потом утром лаю на Улю. А потом полдня себя ругаю за это. Но назвать раннее развитие этому виной я не могу, оно в данных жизненных ситуациях тоже страдает. А в целом, мне кажется, что это либо должно приносить и ребенку, и маме удовольствие, либо не нужно этим заниматься. Если же нормально распланировать свое время, то и на себя оно найдется. Вопрос приоритетов в конкретный момент. Если честно, я пока не встречала мам, которые жалуются на то, что большое количество занятий мешает им жить. Мне кажется, мамы либо радуются и не жалуются, либо строят свою жизнь так, чтобы дела, связанные с ребенком, не мешали им. Всегда же можно отдать ребенка в сад на весь день, где с ним и музыкой позанимаются, и порисуют… Кому-то данный путь подходит, и ни в коем случае нельзя ставить это маме в вину. Ну разве было бы лучше, если бы они оба сидели дома, ребенок ныл от безделья, а мама мучалась угрызениями совести? 

А кто-то прекрасно совмещает и занятия в саду, и работу, и еще и занимается в свободное время с ребенком очень активно. Это вообще по мне - мамы-героини. :)

8) Расскажи про то, как все обустроено у вас дома для занятий? Что действительно нужно, и можно ли при желании без этого всего прожить и не чувствовать недостаток? А без чего-то обойтись просто нельзя?

Это просто я "маньячина", а средства и место позволяют мне всем обзаводиться. :) Я думаю, что обязательно нужны шведская стенка и кольца. У нас кроме этого еще скалодром и еще пару снарядов. Еще мяч для фитбола - хорошая вещь, и Саша, и Уля до сих пор, на нем занимаются с моей помощью.

Мне нравится, что у нас есть специальное место для детского творчества: стол, стульчики, теперь еще и целый стеллаж со всей канцелярией. Мне очень нравится, когда все на своих местах и все легко найти. Плюс такого рабочего места в том, что Уля в любое время может сама подойти, порисовать, поклеить, а потом выдать мне подарок - картину. :) Но нужно быть готовой к тому, что в какой-то момент и пол может оказаться раскрашенным, и клей весь по столу размазан.

9) Можно ли обойтись в воспитании без клубов? Зачем вообще нужен клуб, на твой взгляд? Мы же как-то выросли без клубов и ничего?

Конечно, можно! Я вообще подумываю, чтобы и без школы обойтись.. Но считаю, что профессионалы, которые занимаются с ребенком должны присутствовать. То есть я за домашнее образование, но которым занимаются репетиторы. Наш клуб изначально и получился благодаря тому, что я хотела, чтобы Уля занималась музыкой с музыкантом, рисованием с художником. Нашлись рядом дети и родители, которым это тоже было интересно. Так мы объединились в маленькую группу у нас в поселке и стали приглашать педагогов. Правда, программу занятий я с педагогами всегда обсуждала. Мне было важно, чтобы это было что-то, чего я сама сделать не могу. То есть, конечно, мама тоже может скоренько научиться играть на скрипке, чтобы своему ребенку играть. Но если это единственная цель, то проще найти человека, который намного лучше это делает.

10) Порекомендуй, пожалуйста, книжки, развивающие игры, занятия с ребенком до 3 лет (после 3 уже поздно). Эдакий топ-5 от Даши Кувшинниковой.

Скажем так, спорт: плавание, лазание по лестнице, самокат, беговел, бег.

5 детских книжек я назвать не могу, на эту тему у меня целый отдельный аккаунт в инстаграме @u_kidsbook_collection. Но вот 5 взрослых по развитию детей посоветую:

 ◙  Жан Ледлофф «Как вырастить ребенка счастливым»

 ◙  Масару Ибука «После 3 уже поздно»

 ◙  Юлия Гиппентрейтер «Общаться с ребенком как»

 ◙  Анна Раппопорт «Энциклопедия методов раннего развития»

 ◙  Галина Тимошенко «Детство на 100%»

Про развивающие игры тоже направлениями: 

 ◙  логика - это пазлы, кубики и т.д.

 ◙  моторика - приклеивание, вырезание, нанизывание и т.д.

 ◙  моторика и воображение - рисование, лепка

 ◙  ролевые игры со всем вокруг (не обязательно куклы, вилки тоже умеют говорить)

 ◙  чтение книг

Фотографии из личного архива Даши Кувшинниковой.

Беседовала Арустамова Лера.

Заказ в один клик