У Маши Кирпищиковой и Оли Томшиной из Санкт-Петербурга потрясающий вкус и очень правильное представление о том, какой должна быть детская одежда. И это неудивительно, так как очень многие начинания в области детской моды происходят от того, что появляются дети. Так у Маши и Оли родился Brick- Box - юный бренд детской одежды ручной работы. О том, как все началось, как совмещать производство и воспитание Василисы и Вари, как распределить время и не сойти с ума в режиме многозадачности - в интервью ниже.
С чего все началось.
Оля: Когда у меня родилась дочка, а это случилось в июне 2012 года, я, как и большинство мам – ушла в декрет. Не то, чтобы я была рукодельницей, но спицы в руки иногда брала, и за эти пять месяцев, а именно столько я была отпуске по уходу за ребенком, стала их брать чаще. Для меня не было проблемой пойти в магазин и купить детские вещи, но я поняла, что ни одну из этих тряпочек я не хочу оставить на память. И вообще, когда родилась Варя, я с некоторой ностальгией стала вспоминать свою детскую одежду. По большей части ту, что шила и вязала для меня моя мама. Так в моей голове начала оформляться идея бизнеса. Потом мы встретились с Машей, и я ей предложила такой план – вязать свитерки. Маша сказала, что ей идея нравится и она готова еще шить. Вот так в Таврическом саду, а именно там мы встретились весной 2013 года и родился Brick-box. Название мы придумывали дольше, но отталкивались от наших ников в Живом журнале, они почти одинаковые.
Маша: Да-да, все так. Оля предложила, я согласилась. Собственно, я давно хотела заняться производством одежды. Ведь последние лет пять до рождения дочери я серьезно занималась изготовлением кукол (У Маши совершенно невероятные авторские куклы, о которых мы будем делать отдельный материал, но посмотреть можно здесь. - Прим. Babyswag). И как раз процесс создания нарядов радовал меня больше всего. Но признаться, начинать новый бизнес не входило в мои планы на ближайшие пару лет. Не входило ровно до тех пор, пока Оля не предложила. Я очень рада, что все так получилось. Мне кажется, мы очень органично друг друга дополняем.
Хобби или бизнес.
Оля: Для меня Brick-box сначала был некой отдушиной и даже, может быть, забавой. До декабря 2013 года я полноценно работала на телевидении. Потом поняла, что мне больше интересен собственный бизнес, и уволилась. Конечно, часть телевизионных проектов осталась, я отдала 10 лет своей жизни журналистике. Но будущее для меня это Brick-box. Мне очень интересно создавать что-то с нуля, развивать и делать все качественно. Ну и потом, если этим заниматься серьезно, а именно так мы и решили с Машей изначально, то надо понимать – это полноценная и круглосуточная работа. Когда работаешь по найму – выйдя из офиса можно отключиться и сказать – «Хм, это всего лишь работа», со своим делом этот принцип не работает.
Маша: Для меня тоже все серьезно. Я давно делаю ставку на то, что делаю своими руками. Раньше это были куклы, теперь вот наша одежда. Многим кажется, что если ты работаешь дома и работаешь на себя, то это очень просто и комфортно. По факту же оказывается, что работа просто не заканчивается вообще никогда. Как сказала Оля, это действительно круглосуточная история.
Коллекции, производство.
Оля: Первую коллекцию мы придумывали очень быстро. Первые вязаные вещи делали руками. Потом раздобыли вязальную машину – отдельная история, как мы ее собирали и настраивали. Нам из Москвы привезли машину Brother, которой лет 20 никто не пользовался. И мы с Машей, с двумя младенцами на руках, ее изучали, чистили и осваивали. Выпустить девочек было нельзя – они тут же начинали отбирать друг у друга игрушки, кричать и настойчиво требовали внимания. Я ночами на кухне вязала свитерки. Отвозила заготовки Маше, а она уже заканчивала. У Маши была своя зона ответственности – весь текстиль. Сейчас для трикотажа мы нашли хорошее производство. Небольшое ателье – привозим туда выкройки, обсуждаем технические вопросы. Мы разделили полномочия – на Маше вся творческая часть, я только подкидываю идеи, и мы конечно, все согласовываем. А на мне практически все коммуникации, тексты, общение с клиентами, поставщиками, ведение переговоров, развитие и продвижение групп в социальных сетях.
Маша: Наша первая коллекция создавалась с боями. Но нет ничего ценнее того опыта. Мы сталкивались с трудностями на каждом шагу. От закупки сырья и подбора фурнитуры, до изготовления этикеток. Одна закупка 24 кг пряжи чего стоит. Кажется, эти бобины заполнили всю мою квартиру. Вторая наша коллекция намного продуманней и интереснее, как мне кажется. Мы долго ее разрабатывали, продумывали модели и прорабатывали детали. Вообще идей очень много. Но от большей части приходится отказываться, пока наши возможности не позволяют сделать коллекцию из 30-и, например, моделей.
Семья и бизнес.
Оля: До Вариных полутора лет – было относительно просто, ее можно было увлечь игрушками, книжками, а самой, к примеру, написать пост, письмо, ответить на сообщение покупателей или выложить фотографии – это все требует времени. Сейчас я перешла на ночной режим. Дни посвящаю ребенку и параллельным проектам, они все, как правило, вне дома. Вообще, хорошо, когда есть помощники и какие-то обязанности по дому или воспитанию можно возложить на них. У Вари есть няня. Они дня 2-3 в неделю точно проводят вместе. Иначе, думаю, я бы точно не справилась, если учитывать, что вся ответственность за ребенка лежит только на мне. Жертвовать приходится сном. Мне точно.
Маша: Совмещать и успевать можно все, было бы желание. Если не все, то по крайней мере, многое. Это зависит только от уровня самодисциплины. Надо сказать, что до рождения Васи у меня с этим были серьезные проблемы, сейчас же стало намного лучше. Видимо, жизненная необходимость вынуждает. Хочешь не хочешь, а надо рассчитыватьсвое время, распределять задачи и дела. Так же как и у Оли, ночи – это мое все. Собственно и все наши деловые обсуждения и переговоры обычно проходят по ночам. Но, признаюсь, на все времени мне все же не хватает. Приходится жертвовать некоторыми своими увлечениями.
Баланс
Оля: У меня один ответ на этот вопрос – надо регулярно отдыхать. От работы, от любимого ребенка. И хоть час в неделю, а лучше чуть больше, посвящать себе. Не обязательно салоны и спа-центры, я бы от них, конечно, не отказалась. Мне достаточно посидеть в тишине, привести мысли в порядок. Могу медитативно гладить белье, например, или убираться, или посидеть в любимом парке под деревом, сходить в кино. Дочь в это время с няней, я знаю, что она в безопасности, ну а у меня своя зона комфорта. Потом можно с новыми силами и новыми мыслями приниматься за дело. Если не делать передышки – сил не хватит.
Маша: Я, кажется, еще не научилась соблюдать баланс. И периодически пребываю на грани сумасшествия. Мне очень помогает сон. Раз в неделю стараюсь выспаться вдоволь, отключить будильник, не планировать никаких дел на первую половину дня и спать-спать-спать.
Воспитание и развитие.
Оля: Для меня это самый непростой вопрос. Заниматься с ребенком, по моему мнению, нужно. Вопрос только – насколько. Иногда впадаю в крайности – или все время посвящаю Варе, хотя и не всегда с пользой для дочки, в эти моменты я становлюсь слишком тревожной мамашей, или даю ей полную свободу и откупаюсь планшетом, игрушками и книжками, не сказать, что в такие минуты я могу заниматься работой, скорее, лежу рядом пластом, потому что устала. Сейчас вырабатываю какую-то стратегию. Наверное, это займет всю жизнь. Но за правило взяла несколько часов в день совершать совместные дела – утром танцы, Варя очень подвижная барышня, днем – если я не на съемках, гуляем вместе, а вечерами – рисование, конструктор и книжки. Если я хочу сходить на выставку, в музей или на встречу с друзьями – очень часто беру дочь с собой. Мне так удобно, ей тоже нравится. Захватывала Варю даже на свидания. Исключение – важные переговоры. И кстати, ребенок отлично все копирует. Недавно застала ее за «написанием статьи». Варя сидела за компьютером, колотила по клавишам и гордо заявила, что она «Работает!».
Маша: Вообще мне кажется “дурное” дело заразительное. И пример для детей очень важен. Не воспитывайте детей, воспитывайте себя, все равно они будут похожи на вас – это, с некоторых пор, мое главное правило в отношении дочери. Мне оно кажется довольно логичным, и я стараюсь ему следовать. Если хочешь, чтобы ребенок был пунктуальным, сам не опаздывай, хочешь вырастить зожника - иди уже и бегай наконец. А если не можешь этого делать сам, значит и нет права требовать от ребенка. А что касается развивающих занятий, они конечно нужны, на мой взгляд, но не такие, которые научат пораньше читать-писать-знать все столицы мира, а такие, которые будут стимулировать думать, изучать, задавать вопросы. Хотелось бы создать такую жизненную среду для дочери, в которой не пропало бы ее врожденное любопытство, эта открытость всему новому, которую я сейчас в ней вижу. И тут опять же работает мое любимое правило: развивайся сам, изучай новое, читай книги, интересуйся, и тогда можно надеяться, что и твоему ребенку будет с тобой интересно.
Сомнения
Оля: Не скрою, иногда я не просто сомневаюсь, я паникую. Это бывает редко. По характеру я спринтер, и мне нужны быстрые результаты. Если их надо ждать и ждать долго, меня одолевают сомнения. Как я справляюсь? Я смотрю на Машу – она гораздо спокойнее, и в плане творческого бизнеса у нее больше опыта. Тогда я, во-первых, вспоминаю о проделанной работе – а ее много; ставлю себе краткосрочные цели, где результаты видны быстро; общаюсь с клиентами (обратная связь очень важна – она поддерживает). Ну и вспоминаю про свою главную цель – сделать мир немного лучше.
Маша: У меня редко бывают сомнения в правильности того, чем я занимаюсь. Просто это то, что я делаю лучше всего и в чем хочу развиваться. И главное, примерно, понимаю в каком направлении осуществлять это самое развитие.
Пока этот интерес есть – сомнений нет. Это вовсе не значит, что я всегда спокойна и всем довольна. Порой и результаты работы разочаровывают, и все надоедает до чертиков. Но вот именно сомнений в правильности выбранного пути нет. Меня сильно поддерживает муж, и это очень помогает. Ну а если вдруг накатила какая-то волна неуверенности и усталости, нужно дождаться вечера, выйти в скайп, и Оля все сомнения тут же развеет. Так вот и справляемся, подбадривая друг друга.
Совет
Оля: Мне кажется, что мы все живем только в настоящем моменте. Все живем сейчас. Бизнес можно делать даже с младенцем на руках – это я говорю по своему опыту и опыту многих своих знакомых мам. Просто надо уметь быстро адаптироваться к изменениям. Можно найти компромиссные варианты, коворкинги, няню, бабушку, садик, что угодно, если есть желание. Мне кажется, что свой бизнес гораздо более «kids-friendly история», чем общение, даже с самым лояльным работодателем. Ну и потом – бизнес, в первую очередь, делается под себя и для себя. Хотя и требует, конечно, временных затрат, но они окупаются!
Маша: Я думаю, надо прислушаться к себе. Если очень хочется, то конечно стоит начинать что-то свое. Ребенок точно не помеха. Главное правильно настроиться: да, будет непросто, порой будет сложно, но результаты того стоят. Но я не менее уважаю женщин, которые смогли отказаться от каких-то своих амбиций, пожертвовать карьерой ради семьи, решив, что она для них важнее, и нарожать себе с мужем свой собственный детский сад. Так что надо искать ответы в себе.
Фотографии из личного архива Оли и Маши.